Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1285
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель: Формирование звуковой культуры речи детей через построение партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательных отношений.

Задачи:

  • Сформировать у детей эмоционально положительное отношение к обучению в школе;
  • Сформировать у детей звуковую культуру речи: навыки звукового анализа и синтеза, его простых форм.
  • Развивать у детей способность к волевым усилиям, умение слушать и слышать;
  • Развивать стремление к познавательной деятельность, поддерживать детскую инициативу и индивидуальность.
Подробная инструкция

ПРОЕКТ

« Учимся вместе»

Номинация «Мастер»

Всероссийский конкурс стипендий и гратов им. Л.С. Выготского

Учитель - логопед высшей категории Бабушкина Галина Борисовна

КРАСНОЯРСК – 2017

Быть готовым к школе – не значит научиться читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед.

Тип проекта: практико – ориентированный

Срок реализации: январь – апрель

Актуальность проекта обусловлена федеральными государственными стандартами, направленными на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образовательных задач дошкольного и начального школьного образования. Одной из областей программы является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Современный метод обучения грамоте дошкольников является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и печатанием дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющее его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период длится одну-две недели, и не каждый ребёнок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объём необходимых сведений. Таким образом, огромное значение на данном этапе имеет достаточные знания воспитателей и родителей о правилах фонетического разбора слов.

Цель: формирование звуковой культуры речи детей через построение партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательных отношений.

Задачи:

  • Сформировать у детей эмоционально положительное отношение к обучению в школе;
  • Сформировать у детей звуковую культуру речи: навыки звукового анализа и синтеза, его простых форм.
  • Развивать у детей способность к волевым усилиям, умение слушать и слышать;
  • Развивать стремление к познавательной деятельность, поддерживать детскую инициативу и индивидуальность.

Ожидаемый результат:

У детей сформированы первоначальные предпосылки для формирования навыков звукового анализа и синтеза на этапе овладения ими дошкольного образования, что, в конечном счете, обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования, при этом создание условий для активного участия родителей в реализации образовательного процесса.

План:

1 этап: Знакомство с понятием «Звуковая культура речи»

Форма проведения: беседа с родителями.

План беседы:

А) формирование речи детей в норме и патологии;

2 этап: Система занятий по звуковой культуре речи ребёнка в домашнем воспитании.

Форма проведения: семинар – практикум с родителями.

План семинара:

А) роль семейного воспитания в развитии речи ребёнка.

Б) анкетирование родителей по знаниям фонетики русского языка;

В) характеристика звуков русского языка;

Г) работа по развитию у детей навыков запоминания графического образа букв;

Д) выполнение практических заданий по звуко-слоговому анализу слов различной слоговой структуры.

3 этап. Проведения занятий с группой детей «Волшебного леса» по звуковой культуре речи

Форма проведения: обучающие занятия с группой детей

1 этап.

Дата проведения: 12.01.2017

Время проведения: 18-00

Место проведения: старшая группа «Волшебный лес»

Речь, как одна из важнейших психических функций человека, сформировалась позднее остальных функций и чаще всего страдает при воздействии на кору головного мозга различных травмирующих факторов. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребёнка. Формирование речи ребёнка происходит в пять этапов. На первом этапе у ребёнка полностью отсутствует различение звуков речи, понимание речи и собственная активная речь.

На втором этапе возникает различение наиболее контрастных звуков, но отсутствует различие похожих звуков речи. Произношение ребёнка неправильное, искажённое. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребёнок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на искажённые слова, которые специально произносят взрослые, повторяя его речь.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь его ещё остаётся неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимых ребёнком и взрослыми.

На четвёртом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако у ребёнка ещё не вытеснена до конца предшествующая форма, и он узнаёт неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического или звукового развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Правильное развитие речи ребёнка характеризуется не только уровнем развития фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем русского языка, так и при обучении грамоте.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей. Чем раньше родители обращают внимание на речь ребёнка, тем лучше прогноз на обучении в школе.

Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Каждого из родителей, знающий о речевых проблемах своего ребёнка, должен быть нацелен на систематическую, длительную работу с ребенком. Четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время. Так как фонетико-фонематические представления формируются в дошкольном возрасте, то существующая на сегодняшний день ситуация диктует важность формирования звуковой культуры речи ребёнка и создание такой среды, которая обеспечивает условия для освоения.

2 этап

Форма – проведения: семинар – практикум для родителей.

Место проведения: кабинет учителя-логопеда

Дата и время проведения: 19.01.2017 года в 17 часов 30 минут.

Цель: актуализация навыков звукового анализа и синтеза у родителей в процессе формирования звуковой культуры речи детей, расширение знаний и умений родителей, как полноценных участников образовательного процесса,

Задачи:

*помочь родителям в организации семейного воспитания звуковой культуры речи ребёнка;

*познакомить родителей с методикой освоения грамматических категорий русского языка;

*научить практическим знаниям наиболее доступных артикуляционных упражнений, необходимых для развития чёткой и правильной речи;

*напомнить родителям основные правила фонетики русского языка;

*показать приёмы и методы раннего обучения навыкам звукового анализа и синтеза

Участники семинара: родители старшей группы « Волшебный лес»

Продолжительность семинара 40 минут

Оборудование и материалы:

Листы с анкетами, цветные карандаши, буквы тактильные, звуки, картинки для показа артикуляционных упражнений.

Предварительная работа

Изучение и подбор литературы и пособий для беседы по теме семинара. Подготовка игр и игровых упражнений для самостоятельной работы взрослых.

Подготовка листов для анкетирования родителей по знаниям фонетики русского языка.

Разработка раздаточного материала для родителей «Игры с детьми на развитие фонематического слуха».

Беседа с родителями «Роль семейного воспитания в развитии речи ребёнка».

Если с вашим ребёнком работает учитель-логопед, то на этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что неэффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т.д.

В общении с ребенком необходимо избегать слов: нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.

Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:

  • Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в развитии речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

Лучшее время для занятий - утром после завтрака!

2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут - для детей младшей группы;

15-20 минут - для детей средней группы;

20-30 минут - для детей старшей группы.

Не переутомляйте ребёнка! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время!

3. К моменту занятий предварительно изучите задание (не делать это при ребенке). Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно отправиться в Сказочное королевство и взять с собой мишку.

Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!». С неговорящими детьми использовать инструкцию «Покажи!»

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

5. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.

6. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

Не забывайте поощрять ребёнка. Придумайте свою систему оценивания!

7. Родителям необходимо иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Таким образом, только своевременная, последовательная, систематическая работа создаёт благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи, для формирования грамматически правильной речи ребёнка.

План семинара-практикума

А) анкетирование родителей по знаниям фонетики русского языка;

Б) знакомство с правильным произношением гласных и согласных, характеристика звуков и букв;

В) работа по графическому образу букв.

Г) обучение родителей приёмам звукового анализа и синтеза

Результат работы семинара - практикума: положительные отзывы родителей, обусловленное знанием и умением поддержать своего ребёнка в таком трудном занятии как обучение грамоте.

3 этап

Дата проведения январь - апрель 2017 года

Время проведения: 10-00 (3 раза в неделю)

Место проведения: учебная зона группы

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Продолжительность занятия 20 минут 3 раза в неделю

Оборудование и материалы:

Дидактические игрушки: для артикуляционных упражнений, «Репка», «Змея и водичка» «Тигр и лодочка», «Звуковички», кукла «ЭЛЯ ЗАУЧ», буквы различной текстуры с использованием наждачной бумаги. Игрв «Компьютер»

Целями обучения в период дошкольного воспитания и образования (в так называемый добукварный период) являются:

- развитие у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

- развитие у детей навыков звукового анализа и синтеза (умения различать звуки по их принадлежности к гласным или согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости – глухости, а также твёрдости – мягкости).

При обучении грамоте дошкольников необходимо помнить:

1. В добукварный период буква называется как звук: Б, а не БЭ, М, а не ЭМ;

2.Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена по следующему плану:

-восприятие общего образа буквы;

-изучение состава буквы, её элементов и их расположения;

-сравнение буквы уже с другими, ранее изученными.

3.Предъявленная буква должна быть крупно и отчётливо напечатана на карточках. Специальный приём для лучшего запоминания образа буквы – это её соотнесение, с каким либо знакомым предметом (о – обруч, м – метро).

Чтобы дошкольники лучше усвоили образ буквы, рекомендуются следующие упражнения:

- к буквам, выставленным на доске, подобрать такие же у себя из кассы букв;

- выбрать нужную букву среди других, причём разного цвета и размера;

- работа с подвижной азбукой

- деревянный планшет с буквами;

- кубики;

- лото (азбука);

- разобрать из каких частей состоят буквы, и составить их из палочек или вылепить из пластилина

-формы для песка.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приёмы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Работа учителя-логопеда

Работа родителей

Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться». Использование дидактических игрушек для артикуляционных упражнений

Вызвать у детей интерес к обучению. Обучение основным артикуляционным упражнениям «Улыбка» «Блинчик» «Грибок»

Группа

Родители дома закрепляют

Обучающая игра по сказке «Репка»

Обучение позиционному анализу слов на примере героев «Репки» (начало, конец, середина).

Инд.

Родители дома закрепляют

Обучающее занятие «Звуки, которые мы слышим» игра «Змея и водичка» «Тигр и лодочка»

Обучить детей различать на слух свистящие и шипящие, санорные звуки

Инд

Обучающее занятие «Звуки, которые мы слышим»

Закрепить у детей умение различать на слух свистящие и шипящие, санорные звуки

Инд

Родители дома закрепляют

Обучающие занятия: «Какой характер у звуков»

Игра «Звуковички»

Познакомить детей с понятиями гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый - мягкий

Группа

Обучающие занятия: «Какой характер у звуков»

Игра «Звуковички»

Закрепление понятий звуки и их характеристика

Инд

Родители дома закрепляют

Обучающие занятия: игра «Буквы, которые мы видим» Игра «Компьютер».

Помощница -дидактическая кукла «ЭЛЯ ЗАУЧ». Игра «Узнай букву» на ощупь.

Познакомить детей с графическим образом букв (буквы различного вида и качества». Запомни кукла «ЭЛЯ ЗАУЧ» все буквы в имени и фамилии, которой смотрят налево. Использование букв, сделанных из наждачной бумаги.

Группа

Обучающие занятия: игра «Буквы, которые мы видим» Игра «Компьютер»

Закрепление с родителями зрительного образа букв

Инд

Родители дома закрепляют

Развивающая игра «Прочитай по буквам»

Закрепления навыков чтения, звукобуквенного анализа

Инд.

Родители дома закрепляют

  • Обобщающий этап

февраль

1неделя

Викторина «Игра со словом»

Закрепление навыков звукобуквенного анализа, работы со словом и предложением

Группа

Таким образом, при правильной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, поддержки и помощи родителей у детей сформированы первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, которые, в конечном счете, обеспечат преемственность дошкольного и школьного образования.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

У детей сформированы первоначальные предпосылки для формирования навыков звукового анализа и синтеза на этапе овладения ими дошкольного образования, что, в конечном счете, обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования, при этом создание условий для активного участия родителей в реализации образовательного процесса.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализируя результаты моей проектной деятельности я пришла к выводу, что большинство родителей не зависимо от социального статуса и уровня образования, обладают недостаточным запасом знаний в области фонетики русского языка. Это является препятствием для выстраивания эффективных партнерских отношений на пути к достижению нашей общей цели - формирование звуковой культуры речи детей через построение партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательных отношений. Я пришла к выводу о том, что на этапе дошкольного образования родителям необходимо оказывать квалифицированную консультационную поддержку со стороны учителя - логопеда для достижения наших целей.

Видео-интервью