Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2229
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы
  • Пояснительная записка

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.

Педагогический проект «Волшебные блоки» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования на основе программы развития и воспитания в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

  • Направленность проекта. Проект направлен на развитие познавательной активности детей.
  • Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность проекта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем с математикой.

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Новизна проекта в создании системы математических занятий, а так же включение интеллектуальных игр, на которых посредством блоков Дьенеша у дошкольников развивается логическое мышление.

Цель проекта – создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.

Основными задачами реализации проекта являются:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

1. Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.

2.Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.

3. Закрепление представлений о величине.

4. Ознакомление с пространственными отношениями.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации проекта – 4-5 лет.

Сроки реализации проектасентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.

Формы проведения занятий: Игры, которые включают различные виды детской деятельности - игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную.

Методы и приемы работы:

  • Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию
  • Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности
  • Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
  • Исследовательский - самостоятельная творческая работа
  • Практический - игровые задания, упражнения
  • Наглядный - использование карточек, схем, альбомов.
  • Групповой – занятия проводятся по подгруппам;
  • Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.

Формы работы:

  • Групповая – занятия проводятся по подгруппам;
  • Индивидуальная – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Подробная инструкция

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровый потенциал:

  • Педагоги
  • Родители
  • Дети

Материально-техническая база:

  • Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
  • уголок математики в группе;
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, дидактические, развивающие игры, наборы блоков Дьенеша; схемы, модели.
  • Ноутбук, мультимедиа проектор, фотоаппарат, фонотека)
  • Канцелярские принадлежности.

Методическое:

  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

  • Интернет-сайты;
  • Выпуск фотоотчетов;
  • Публикации в газетах и журналах.

Общие принципы проекта:

  • Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
  • Доступности - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
  • Творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
  • Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
  • Этапы реализации проекта
    Сроки Содержание Ответственный
    Подготовительный этап
    2.09.15. – 18.09.15. Изучение методической литературы по теме проекта. Разработка перспективного плана проекта. Беседа с родителями о целях и задачах проекта. Подборка дидактического материала. Разработка занятий. Изготовление картотеки игр по проекту. Вводный мониторинг выявления уровня логического мышления детей средней группы Кузнецова Е. В.
    Технологический этап
    19.09.15.-13.05.16. См. содержание технологического этапа проекта и приложение 1 Кузнецова Е. В.
    Завершающий этап
    14.05.16.-29.05.16. Повторный мониторинг логического мышления детей средней группы Выступление на семинаре воспитателей с презентацией проекта «Волшебные блоки» Кузнецова Е. В.
    Содержание технологического этапа проекта
    Образовательная область Виды деятельности Форма работы с детьми
    Социально-коммуникативное развитие · Игровая; · Коммуникативная; · Познавательно-исследовательская; НОД «Машины пирожки» НОД «Путешествие в зоопарк» НОД «Спасем колобка от Лисы» НОД «Путешествие на воздушном шаре»
    Познавательное развитие · Игровая; · Коммуникативная; · Познавательно-исследовательская; НОД «Путешествие по лесу» НОД «Путешествие в город геометрических фигур» НОД «Путешествие на остров»
    Речевое развитие · Игровая; · Коммуникативная; · Познавательно-исследовательская; · Восприятие художественной литературы. Развлечение «Приключения в стране сказок» Стихи о геометрических фигурах Загадки о геометрических фигурах
    Художественно-эстетическое развитие · Изобразительная; · Конструирование. НОД «Письмо от Ушастика» НОД «На полянке»
    Физическое развитие · Игровая; · Коммуникативная. Подвижные игры и двигательные упражнения с использованием блоков Дьенеша.
    Календарный план основных мероприятий по проекту
    Форма работы с детьми Тема Цель Дата проведения
    1 НОД «Путешествие в город геометрических фигур» Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать восприятие, внимание. Упражнять в узнавании цифр от 1 до5. Развивать внимание, воображение, логику 22.09.15.
    2 НОД «Спасаем колобка от Лисы» Формировать у детей умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление указанное стрелкой. Называть цифры в пределах 5, обозначать количество предметов цифрой. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закрепление навыков лепки округлых предметов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи. 15.10.15.
    3 НОД «Письмо от Ушастика» Создание положительного эмоционального настроя; развитие сенсорики; поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка; развитие речи, активизация и обогащение словарного запаса. 8.11.15.
    4 НОД «На полянке» Продолжать учить детей классифицировать геометрические фигуры, опираясь на какой- либо определенный признак; находить блоки с помощью кодов, употребляя код отрицания «не»; учить описывать блоки с помощью кодов; учить изготавливать простейшие игрушки из природного материала; закрепить порядковый счет в пределах 5; знания потребностей растений, названия насекомых; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать добрые чувства, дружеские отношения. 3.12.15.
    5 НОД «Путешествие на остров» Познакомить со способом выкладывания фигур по заданному алгоритму. Закрепить названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Совершенствовать навыки наглядного счета. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками. 17.01.16.
    6 НОД «Путешествие на воздушном шаре» Закреплять умение сравнивать предметы, представления о геометрических фигурах; Побуждать к активности в совместной коллективной деятельности; Развивать познавательную активность, коммуникативную функцию речи; Закрепить умение действовать сообща при выполнении игровых упражнений. Учить играть в подвижные игры, соблюдая правила игры. 8.02.16.
    7 Развлечение «Приключения в стране сказок» Создать у детей радостное настроение, заинтересованность в выполнении заданий. 22.03.16
    8 НОД «Машины пирожки» Учить детей считать до 5, называть числительные по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество. Закреплять умение показывать направления: вверх, вперёд, назад, налево, направо. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время ответов. 2.04.16
    9 НОД «Путешествие по лесу» Учить объединять одинаковые предметы (по цвету, величине, форме) в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить различать предметы по величине: большой, маленький; употреблять эти слова в речи. Продолжать учить определять цвет предметов; правильно их называть. формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; учить детей «читать» знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких. Закреплять знание времени года – осень. Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации. Развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность. 26.04.16
    10 НОД «Путешествие в зоопарк» Учить детей считать до 10, называть числительные по порядку. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время ответов. 12.05.16.
    11 Режимные моменты Загадки о геометрических фигурах Учить соотносить признаки геометрических фигур с их описанием в загадках; закрепить знания о геометрических фигурах. Весь период
    12 Режимные моменты Стихи о геометрических фигурах Закреплять представления о геометрических фигурах; Развивать логическое мышление, внимание, память. Весь период
    13 Дидактические игры Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша. См. план игр
    14 Подвижные игры и упражнения Укреплять здоровье играющих; способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, способствовать формированию мыслительных операций. Весь период
    Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша на 2015-2016 уч.г
    Недели Название д/и Цель
    Сентябрь
    1 Д/и «Найди, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа) Учить называть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
    2 Игра «Дружат - не дружат» Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное.
    3 Д/и « Волшебный мешочек» («Найди на ощупь драгоценный камень») Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развивать у детей внимание, память и связную речь.
    4 Д/и «Что изменилось» Развивать зрительную память, учить замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения.
    4 Д/и «Расселим жильцов» (1 признак) Учить детей классифицировать блоки по одному признаку.
    Октябрь
    1 Д/и «Найди не такую фигуру как этапо цвету (форме, размеру)» Развивать умение выделять существенные признаки, называть их.
    2 Д/и «4-й лишний» Учить детей выделять существенные признаки, называть их.
    3 Д/и «Продолжи ряд» Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
    3 Д/и «Угощение для медвежат» Развивать умение сравнивать блоки по одному двум свойствам одновременно. Учить понимать слова «разные», «одинаковые». Подвести к пониманию отрицания свойств.
    4 Игра «Домино» Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по заданным свойствам.
    Ноябрь
    1 Д/и Лото» Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цветах, умения различать и находить нужный блок, закреплять умения детей в счете, развивать внимание.
    2 Д/и «Заселим в домики» (2 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам - признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.
    2 Д/и «Собери бусы» Учить детей находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. Анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием.
    3 Д/и «Второй ряд» Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности.
    4 Д/и «Чего не хватает» Развитие мышления, внимания, учить детей делать умозаключения.
    Декабрь
    1 Д/и «Клад» Развивать связную речь, память, внимание.
    2 Д/и «Игра с одним обручем» Учить детей разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
    3 Д/и « Поможем Золушке» Учить детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
    3 Д/и «Игра с двумя обручами» Учить детей разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
    4 «Украсим ёлку бусами» Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета, знание цифр.
    Январь
    3 Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Алгоритм» Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. Учить детей называть геометрические фигуры, размещать блоки в определенной последовательности. Учить читать карточки – символы.
    4 Д/и «Художники» Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции).
    4 Д/и «Заселим в домики» (3 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам - признакам. Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.
    Февраль
    1 Д/и «Улитка» Учить детей классифицировать блоки по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета.
    2 Д/и «Дорожки» Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
    3 Д/и « На свою веточку» Учить детей определять свойства блоков по карточкам, называть их. Анализировать, выделять свойства фигур. Классифицировать фигуры по нескольким признакам.
    3 Игра «Необычные фигуры» Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности.
    Март
    1 «Магазин игрушек» Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов, продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов.
    2 «Письмо от Ушастика» Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
    3 «Машины пирожки» Закреплять умение показывать направления; Закреплять умение различать и правильно называть форму, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере.
    4 «Путешествие на воздушном шаре» Закреплять умение сравнивать предметы, представления о геометрических фигурах; Побуждать к активности в совместной коллективной деятельности.
    Апрель
    1 Садовники Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки - схемы свойств.
    2 Кондитерская фабрика Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по трем свойствам (форма, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств.
    3 «Путешествие на остров» Познакомить со способом выкладывания фигур по заданному алгоритму. Совершенствовать навыки наглядного счета.
    4 «На полянке» Продолжать учить детей классифицировать геометрические фигуры, опираясь на определенный признак; находить блоки с помощью кодов, употребляя код отрицания «не»; учить описывать блоки с помощью кодов.
    Май
    1 «Путешествие по лесу» Учить объединять одинаковые предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить различать предметы по величине, формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; учить детей «читать» знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких.
    2 Игра-путешествие «В гости к мишке» Выявить уровень умения сравнивать и обобщать предметы по трем свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).
    3 Строители Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по трем свойствам (форма, величина, размер), опираясь на карточки – схемы.
    4 Д/и Лото» Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цветах, умения различать и находить нужный блок, закреплять умения детей в счете, развивать внимание.
    Работа с родителями
    Задачи Способы реализации сроки
    Заинтересовать родителей в формировании и развитии логического мышления у детей дошкольников, повышать педагогическую культуру родителей. Консультация с родителями на тему «Умные игры или роль игры в жизни дошкольника» Октябрь 2015
    Привлечь внимание родителей к проблеме формирования и развития логического мышления дошкольников, привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями. · Анкетирование родителей · Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы. Ноябрь 2015 Декабрь 2015
    Познакомить родителей эффективными методами обучения детей. Семинар-практикум «Игры для развития мышления младшего дошкольника» Январь 2016
    Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Провести Родительское собрание на тему «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни». Февраль 2016
    Выработать у каждого из родителей умение организовывать с ребенком игры по формированию логического мышления. ·Консультация с родителями на тему «Занимаемся с Блоками Дьенеша» ·Совместные игры - занятия с детьми и родителями во второй половине дня. Март 2016 Апрель 2016
    Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми. Оформить папки передвижки на тему «Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша» В течение всего периода
    Повышение педагогической культуры родителей; Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуальных способностей детей Индивидуальные консультации и беседы В течение всего периода
    Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме формирования и развития логического мышления. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления. В течение всего периода
    В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Детей младшего и среднего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Комплект логических блоков позволяет вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д.), несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребёнок строит дорожку так, чтобы рядом в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Условно игры и упражнения с блоками можно разделить на 4 группы: · для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; · для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; · для развития действий классификации и обобщения; · для развития способности к логическим действиям и операциям. Во время работы с блоками, важно помнить, развивая мыслительные умения, они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку. Например, проложить дорожки между домиками, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д. С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета. Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям. Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития детей, предлагаю ему одну-две игры. Если он не справляется с заданием, то предлагаю ему более простое упражнение, самостоятельное, успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, получаю достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даёт возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка. Работу с комплектом целесообразно начать со знакомства с формой, а затем с цветом. И, соответственно, предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Работа по проекту с дошкольниками проводилась 1 раз в неделю во второй половине дня небольшими подгруппами, дети осваивали новую игру или упражнение. В свободное время дети могли самостоятельно играть в уже знакомые игры, а так же выполнять упражнения. Использование блоков Дьенеша: 1. Занятия (обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности). В каждое занятие включаю физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, это позволяет переключать умственную активность детей. 2. Индивидуальная работа. 3. Рисование (обвести фигуру по контуру, раскрасить ее). 4. Аппликация. 5. Конструирование. 6. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, лабиринтов, дорожек). 7. Настольно-печатные игры («Найди место фигуре», «Укрась торт»). 8. Сюжетно-ролевые игры («Магазин» - деньги обозначаются блоками, «Поезд» – билеты). Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, обучению, стараюсь разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия которые создает игра. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному развивающему материалу поможет решить ряд педагогических задач. С этой целью следует познакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием. На конкретных примерах я познакомила родителей с занимательным материалом. Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения. Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через «Уголки для родителей», работу «Семейного клуба», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года родители имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста при помощи блоков Дьенеша.
Ожидаемые результаты

В результате проекта дети научатся:

• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.
  • Обогащение родительского опыта новыми интеллектуальными играми.

Формы подведения итогов реализации проекта:

Мониторинг с целью определения влияния использования блоков Дьенеша на развитие логического мышления у дошкольников средней группы;

Выступление на семинаре воспитателей с презентацией проекта «Волшебные блоки».

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы

Исследование проводилось в Муниципальном Дошкольном Образовательном учреждении №7 города Коряжма Архангельской области в средней группе. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 17 человек. Возраст участников эксперимента от 4 до 5 лет.

Цель исследования: определить влияние использования блоков Дьенеша на формирование и развитие логического мышления дошкольников.

Работая в детском дошкольном учреждении 5 лет, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет.

Основала я свой выбор по нескольким причинам.

  • Группа детей, с которыми я работаю, показала контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым уделяется больше внимания со стороны взрослых в семьях. Такие дети, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
  • Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованности работы в данном направлении.
  • Учитывая психологические особенности детей среднего дошкольного возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

Исследование проводилось с сентября 2015 года по май 2016 года и включало в себя три этапа:

1. Констатирующий этап – сентябрь 2015г. определить особенности развития мышления у детей среднего дошкольного возраста в начале эксперимента.

2. Формирующий этап – октябрь 2015 –май 2016 год. Проводилась разработка и апробация системы занятий по формированию логического мышления дошкольников.

3. Контрольный этап – май 2016 г. Организовывалось повторное изучение и анализ итоговых результатов исследования по формированию и развитию логического мышления у дошкольников.

Предполагается, что развитие логического мышления осуществляется более эффективно при включении в образовательный процесс пособия Блоки Дьенеша.

Эксперимент позволил получить целостную картину, отражающую особенности формирования логического мышления у детей среднего дошкольного возраст. ДОУ работает по программе «Детство», поэтому, разрабатывая диагностические задания, мы опирались на требования программы «Детство».

Для решения первой задачи констатирующего этапа исследования были подобраны диагностические методики, позволяющие изучить уровень формирования логического мышления дошкольников. Это методики «Исключение лишнего» и «Нелепицы». Данные методики взяты из единого сборника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)» составитель Е. В. Доценко. Наглядный материал к данным методикам представлен в Приложении №1 и №2.

Результаты диагностики каждого дошкольника представлены в таблицах 1-3.

1.Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант)

Эта методика предназначена для детей от 3 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы наглядно-образного и образно — логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (Приложение №1), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов.

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл — очень низкий.

Таблица № 1. Показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методике «Исключение лишнего» на констатирующем этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Время,

затраченное на выполнение задания

Оценка результата в баллах

Уровень развития

1

Лев А.

2,17

4

средний

2

Жанна Б.

2,28

4

средний

3

Артём М.

2,58

2

низкий

4

Алиса Б.

2,10

5

средний

5

Даша Б.

2,56

2

низкий

6

Рома В.

2,55

2

низкий

7

Соня Г.

2,42

3

низкий

8

Ваня З.

2,45

3

низкий

9

Максим И.

2,58

2

низкий

10

Лиза К.

3,15

3

низкий

11

Даша К.

2,25

4

средний

12

Даша П.

2, 27

4

средний

13

Настя П.

2,15

4

средний

14

Егор П.

-

1

низкий

15

Юля М.

2,58

2

низкий

16

Василиса Х.

2,20

4

средний

17

Настя Т.

2,21

4

средний

Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

  • Стимулирующая.
  • Направляющая.
  • Обучающая.

Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?».

Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?» (Приложение№2)

Оценка результатов

При оценке учитываются:

  • включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
  • понимание и оценка ситуации в целом;
  • планомерность описания картинки;
  • характер словесных высказываний.

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не сумел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Примечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне формирования логического мышления:

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний ,2 – 3 баллов – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

Таблица № 2. Показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методике «Нелепицы» на констатирующем этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Количество нелепиц

Оценка результата в баллах.

Пояснения

Уровень развития

1

Лев А.

5

3

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

2

Жанна Б.

5

3

Не успела объяснить 6 нелепиц

низкий

3

Артём М.

4

3

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

4

Алиса Б.

7

4

Не успела объяснить 5 нелепиц

средний

5

Даша Б.

5

3

Не успела объяснить 7 нелепицы

низкий

6

Рома В.

4

2

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

7

Соня Г.

5

2

Не успела объяснить 7 нелепицы

низкий

8

Ваня З.

6

3

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

9

Максим И.

5

2

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

10

Лиза К.

5

2

Не успела объяснить 7 нелепиц

низкий

11

Даша К.

7

5

Не успела объяснить 5 нелепиц

средний

12

Даша П.

7

4

Не успела объяснить 7 нелепицы

средний

13

Настя П.

7

4

Не успела объяснить 6 нелепиц

средний

14

Егор П.

4

2

Не успел объяснить 7 нелепиц

низкий

15

Юля М.

6

3

Не успела объяснить 7 нелепиц

низкий

16

Василиса Х.

7

4

Не успела объяснить 7 нелепицы

средний

17

Настя Т.

7

4

Не успела объяснить 7 нелепицы

средний

Таблица №3. Сводные показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методикам «Исключение лишнего» и «Нелепицы» на констатирующем этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Оценка результатов по методике «Исключение лишнего»

Оценка результатов по методике « Нелепицы»

Средний балл

Уровень развития

1

Лев А.

4

3

3,5

низкий

2

Жанна Б.

4

3

3,5

низкий

3

Артём М.

2

3

2,5

низкий

4

Алиса Б.

5

4

4,5

средний

5

Даша Б.

2

3

2,5

низкий

6

Рома В.

2

2

2

низкий

7

Соня Г.

3

2

2,5

низкий

8

Ваня З.

3

3

3

низкий

9

Максим И.

2

2

2

низкий

10

Лиза К.

3

2

2,5

низкий

11

Даша К.

4

5

4,5

средний

12

Даша П.

4

4

4

средний

13

Настя П.

4

4

4

средний

14

Егор П.

1

2

1,5

низкий

15

Юля М.

2

3

2,5

низкий

16

Василиса Х.

4

4

4

средний

17

Настя Т.

4

4

4

средний

В таблице №4, а также в диаграмме №1. показано процентное соотношение уровней логического мышления дошкольников, на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица №4. Результат исследования логического мышления дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.

Методики

Кол-во человек (%)

Уровни:

низкий

средний

высокий

«Исключение лишнего»

53 %

47 %

0 %

«Нелепицы»

65 %

35 %

0 %

Диаграмма №1. Результат исследования логического мышления дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.

Как видно из таблицы №4 и диаграммы №1 в методике «Исключение лишнего» практически одинаковое количество дошкольников обладают средним (47%) и низким уровнем (53%) развития логического мышления. Дошкольники, показавшие средний уровень, заинтересованно сотрудничают с воспитателем. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому. Дошкольники, показавшие низкий уровень мышления (53%), самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения заданий. Они не справились с заданием в поиске лишнего предмета на картинке.

Методика «Нелепицы» выявила следующие показатели: детей со средним уровнем формирования логического мышления оказалось меньше (35%) шесть детей из семнадцати заметили все нелепицы, но не успели их объяснить. Низкий уровень составил (59%) одиннадцать детей. Ребята заметили не все имеющиеся нелепицы, кроме этого не сумели до конца объяснить или сказать, как должно быть. С высоким уровнем логического мышления не оказалось ни одного ребенка.

Так же на контрольном этапе исследования была проанализирована предметно-развивающая среда.

Анализ показал, что игры на формирование логического мышления мало представлены в самостоятельной детской деятельности. Содержание скудное, материала не достаточно, он не доступен детям для самостоятельного использования, игры можно брать только с разрешения воспитателя, что, несомненно, снижает игровую активность дошкольников. Так, за период наблюдения не было ни разу зафиксировано использование логических игр по инициативе детей. Отсутствует система педагогической работы по использованию блоков Дьенеша, планирование ведется эпизодически, фрагментарно; вне занятий блоки не используются. Работа с родителями по вопросу формирования логического мышления не ведется. Вне ДОУ большинство детей играют в подвижные игры, гуляют, трудятся, предпочитают рисование, компьютер, телевизор, дети не занимаются с родителями развивающими играми. Вследствие этого дети имеют недостаточный уровень познавательного интереса.

Безусловно, для получения хороших результатов в формировании логического мышления, необходимо взаимопонимание в семье. Ведь именно в семье у ребенка зарождаются познавательные интересы и возможности. Поэтому отсутствие единства и согласованности в действиях воспитателя и родителей является серьезным препятствием в формировании гармоничной развитой личности.

Нас интересовала организация в семье, а именно игры и упражнения по формированию логического мышления. Играют ли дома? Как осуществляются игры, какие упражнения используют? Поэтому мы провели анкетирование родителей. ( Приложение 3). Анализ анкет и индивидуальные беседы с родителями показали, что в семье недостаточное внимание уделяется формированию логического мышления, а что такое логическое мышление мало кто знает.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил выявить ряд нерешенных вопросов в использовании игр по формированию логического мышления в педагогическом процессе средней группы детского сада.

В мае после цикла занятий и игр в режимных моментах у дошкольников была проведена контрольная диагностика, с целью определения уровня формирования логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Для выполнения сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента использовались те же методики, что и в начале эксперимента. Результаты диагностики каждого дошкольника представлены таблицах 5-7.

Таблица № 5. Показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методике «Исключение лишнего» на контрольном этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Время,

затраченное на выполнение задания.

Оценка результата в баллах.

Уровень развития

1

Лев А.

1,22

9

высокий

2

Жанна Б.

1,13

10

высокий

3

Артём М.

1,59

7

средний

4

Алиса Б.

1,19

9

высокий

5

Даша Б.

1,56

6

средний

6

Рома В.

2,05

5

средний

7

Соня Г.

1,22

9

высокий

8

Ваня З.

2,15

4

средний

9

Максим И.

1,51

7

средний

10

Лиза К.

0,53

10

высокий

11

Даша К.

1,25

9

высокий

12

Даша П.

1, 57

6

средний

13

Настя П.

1,57

7

средний

14

Егор П.

1,55

6

средний

15

Юля М.

2,21

5

средний

16

Василиса Х.

1,26

9

высокий

17

Настя Т.

1,53

6

средний

Таблица № 6. Показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методике «Нелепицы» на контрольном этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Количество нелепиц

Оценка результата в баллах.

Пояснения

Уровень развития

1

Лев А.

7

9

Не успел объяснить 1 нелепицу

высокий

2

Жанна Б.

7

9

Не успела объяснить 1 нелепицу

высокий

3

Артём М.

7

9

Не успел объяснить 2 нелепицы

высокий

4

Алиса Б.

7

10

Объяснила все нелепицы

высокий

5

Даша Б.

7

6

Не успела объяснить 5 нелепиц

средний

6

Рома В.

7

6

Не успел объяснить 5 нелепиц

средний

7

Соня Г.

7

9

Не успела объяснить 2 нелепицы

высокий

8

Ваня З.

7

6

Не успел объяснить 5 нелепиц

средний

9

Максим И.

7

7

Не успел объяснить 4 нелепицы

средний

10

Лиза К.

7

9

Не успела объяснить 1 нелепицу

высокий

11

Даша К.

7

7

Не успела объяснить 5 нелепиц

средний

12

Даша П.

7

9

Не успела объяснить 1 нелепицу

высокий

13

Настя П.

7

9

Не успела объяснить 1 нелепицу

высокий

14

Егор П.

7

7

Не успел объяснить 2 нелепицы

средний

15

Юля М.

7

7

Не успела объяснить 4 нелепицы

средний

16

Василиса Х.

7

10

Объяснила все нелепицы

высокий

17

Настя Т.

7

7

Не успела объяснить 4 нелепицы

средний

Таблица №7. Сводные показатели сформированности логического мышления детей среднего дошкольного возраста по методикам «Исключение лишнего» и «Нелепицы» на контрольном этапе эксперимента.

Ф. И. ребенка

Оценка результатов по методике «Исключение лишнего»

Оценка результатов по методике «Нелепицы»

Средний балл

Уровень развития

1

Лев А.

9

9

9

высокий

2

Жанна Б.

10

9

9,5

высокий

3

Артём М.

7

9

8

высокий

4

Алиса Б.

9

10

9,5

высокий

5

Даша Б.

6

6

6

средний

6

Рома В.

5

6

5,5

средний

7

Соня Г.

9

9

9

высокий

8

Ваня З.

4

6

5

средний

9

Максим И.

7

7

7

средний

10

Лиза К.

10

9

9,5

высокий

11

Даша К.

9

7

8

высокий

12

Даша П.

6

9

7,5

высокий

13

Настя П.

7

9

8

высокий

14

Егор П.

6

7

6,5

средний

15

Юля М.

5

7

6

средний

16

Василиса Х.

9

10

9,5

высокий

17

Настя Т.

9

7

8

высокий

В таблице №8 показано процентное соотношение уровней развития логического мышления дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

Таблица № 8. Результат исследования логического мышления дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

Методики

Кол-во человек (%)

Уровни:

низкий

средний

высокий

«Исключение лишнего»

0 %

59%

41 %

«Нелепицы»

0 %

47 %

53 %

Диаграмма №2. Результат исследования логического мышления дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

Как видно из таблицы №6 и диаграммы №2, по методике «Нелепицы» ни у одного дошкольника не выявлен низкий уровень развития логического мышления. У детей появились навыки оказания помощи своим сверстникам, закрепился интерес к работе с логическими методиками, дидактическими играми, появились новообразования в мыслительной сфере в процессе работы с заданиями. Ребята научились комментировать и объяснять собственные действия, замечать и исправлять ошибки.

Большинство дошкольников обладают высоким уровнем развития логического мышления. Они на протяжении всего эксперимента активно принимали участие в играх, упражнениях на развитие логического мышления. Шесть дошкольников показали средний уровень (36%) по методике «Исключение лишнего». По методике «Нелепицы» средний уровень составил уровень 47 %. За отведённое им время ребята заметили все нелепицы, однако не успели удовлетворительно объяснить некоторые из них. 53 % дошкольников обладают высоким уровнем логического мышления. Они не только нашли все нелепицы, но и успели объяснить, что не так и как должно быть.

Два ребенка полностью справились со всеми заданиями. Они с интересом воспринимали все задания, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Таблица №9. Сравнительные данные по выявлению уровня логического мышления детей среднего дошкольного возраста

УРОВНИ

октябрь 2014 год

май 2016 год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

0

0

11

64

СРЕДНИЙ

6

36

6

36

НИЗКИЙ

11

64

0

0

В диаграмме №3 показана динамика развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно заметить большую разницу в показателях уровней развития мыслительных процессов у дошкольников.

У детей к концу учебного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. Развились способности рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия.

Проведенная с воспитанниками в течение года система работы по исследованию мыслительных способностей позволила прийти к следующим выводам.

По результатам психодиагностического исследования дошкольников МДОУ №7 «Теремок» города Коряжма было выявлена эффективность использования логических блоков Дьенеша. Сравнив полученные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно с уверенностью говорить о положительном влиянии использования Блоков Дьенеша. Система работы по проекту позволила создать условия для развития элементарных приемов логического мышления у дошкольников. Дети оперируют понятиями, способны находить сходства и различия, систематизируют и группируют объекты по различным основаниям (умственные операции анализа и обобщения), в словесных рассуждениях выражают результаты собственного опыта.

Результаты исследований показали, что уровень развития мыслительных процессов у детей стал намного выше благодаря внедрению логических игр и упражнений. В результате проекта дети научились различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу, использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве и на плоскости. Кроме этого у дошкольников повысилась степень активности в самостоятельной деятельности. Решая определенные мыслительные задачи, дети научились рассуждать, высказывать суждения, задавать вопросы, строить умозаключения и исходить при этом из определенных понятий о предметах и явлениях окружающего мира. Поставленные задачи проекта решены, цель достигнута.

Разработанная и экспериментально проверенная система работы по проекту оправдала себя и способствовала формированию и развитию мыслительных процессов у детей среднего дошкольного возраста.

Активное включение родителей в работу по проблеме формирования и развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста привело к сплочению воспитателей, родителей и детей. Взрослые научились радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат ребенка, но и сам процесс игры.

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

  • практически все дети группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не».
  • примерно 70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
  • дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Видео-интервью